Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Военно-Грузинская дорога. Ч. 2-я...

Военно-Грузинская дорога - под этим именем известна дорога, пролегающая между Владикавказом и Тифлисом. До присоединения Грузии к России (1801) русские войска не раз переходили через Кавказские горы; но насколько трудны были эти переходы, можно судить по тому, что отряд генерала Лазарева 200-верстное расстояние теперешней Военно-Грузинской дороги прошел в 36 дней. 

 


При прокладке  Военно-Грузинской дороги приходилось бороться и с природой, и с горскими племенами.

Kobi. Vstrecha voennago Ministra



Огромные куски горных масс были отрываемы от скал, чтобы сделать спуск более пологим. Ближе к Скалистому хребту долина Терека постепенно суживается и образует узкий проход, который местные жители называют "Балтийские ворота Терека".

Voenno-Gruzinskaia doroga. Otviesno visiachie kamni u Balty.



На 13-м километре селение Балта, расположенное на высоте 820 м над уровнем моря. В Балте была первая станция "экстрапочты" Владикавказ - Тифлис.

Voenno-Gruzinskaia doroga, st. Balta.

 В местах, где скалы были почти отвесны, складывали параллельно им искусственную стену и промежуток заполняли каменьями. И теперь еще борьба с природой не окончена. Ледники, спускающиеся с вершины Казбека, служат причинами обвалов: самый опасный из 8 ледников Казбека - Девдоракский.



 В пойме Терека привлекает внимание гигантский гранитный валун объемом около 6 тыс. куб. м и весом до 16 тыс. т. Он принесен сюда во время обвалов с Девдоракского ледника - одного из ледников Казбека. Валун именуется Ермоловским, так как якобы в период, когда главнокомандующим русскими войсками на Кавказе был генерал А. П. Ермолов, на этом камне стоял казачий пикет.



В годы Великой Отечественной войны валун был оборудован системой дотов и превращен в мощную огневую точку



За Ермоловским камнем на 30-м километре начинается знаменитое Дарьяльское ущелье.  Словно зажатый в каменные тиски, Терек с ревом несет свои воды в теснине Дарьяла.  У туземцев существовало предание, что обвалы случаются здесь каждые 7 лет, но за нынешнее столетие их было только 3: в 1808, 1817 и 1832 г.; последний был особенно ужасен. 12 августа обрушилась такая масса снега, льда и камней, что засыпала дно ущелья на протяжении 2-х верст, высотою в 60 сажен.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Darialskoe Ushchel'e, gruda kamnei

 Терек на некоторое время остановился в своем течении, образовав выше обвала большое озеро, а у Владикавказа переходили реку вброд. Эта свалившаяся масса льда и снега загораживала дорогу в продолжение двух лет; переходили ее пешком по вырубленным в снегу ступенькам.
Voenno-Gruzinskaia doroga. Zaval snega.



Это одно из замечательнейших по величию и дикости место с нависающими со всех сторон скалами, образующих так называемое Дарьяльское ущелье.

Дарьяльское ущелье и Чертов мост

             

Из мостов, перекинутых здесь через Терек, обращает на себя особое внимание Александровский, заложенный в 1850 году наследником престола, позже императором Александром II.



 При конце Дарьяльского ущелья на высоте 4122 футов находится на правом берегу Терека небольшое укрепление, прозванное Дарьяльским. На противоположном берегу, на вершине голого утеса, видны развалины башни царицы Тамары, с которою связано много легенд.



Еще один мост который встретиться на нашем пути -это Гулетский. Название от местечка по надванием Гулет.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Giuletskii most



Равнина эта все более и более расширяется, принимая справа и слева широкие долины рек, впадающих в Терек.




 
Другое опасное и не менее впечатляющее место на  Военно-Грузинской дороге - это перевал между станциями Коби и Млеты.

Voenno-Gruzinskaia doroga...Most iz Kobi v Gudaur



Здесь в зимние месяцы стоит только небольшому комку снега оторваться, как вслед за ним обрушивается целая масса снега. Для предотвращения завалов на склонах гор устраивают горизонтальные площадки или каменные галереи;

Voenno-Gruzinskaia doroga. Gallereia ot sviegovykh zavalov



Voenno-Gruzinskaia doroga. Tonnel mezhdu st. Kobi i Gudauri.



но не везде эти меры возможны; к отвесным скалам Байдарского ущелья не применима никакая мера.



 В настоящее время Военно-Грузинская дорога представляет широкое шоссе, на протяжении 200 верст идущее по ущельям Терека и Арагвы и водоразделу между ними.



Voenno-Gruzinskaia doroga.



Между Владикавказом и Тифлисом находятся 11 станций, из которых 4 лежат на северном склоне гор и 7 за перевалом. По выходе из Владикавказа открывается величественная картина цепи Кавказских гор: с востока на запад тянется главный хребет с вершинами, покрытыми снегом, а над ними в ясную погоду выделяется снежная шапка Казбека (16533 фута).




 
Верст пять дорога идет по равнине, прежде чем вступить в горы. Затем дорога подходит к самому Тереку, извиваясь вместе с ним среди утесов, все более и более приближающихся к дороге по мере углубления в горы. Два небольших укрепления, Редант

Voenno-Gruzinskaia doroga. Post Redant.



и Джераховское, служившие в прежнее время князьям Дударовым, владетелям этой земли, местом наблюдения за проезжающими, теперь обращены в пикеты.




Voenno-Gruzinskaia doroga. Kazaki, okhraniaiushchie ukrieplenie.



 Местопребыванием князей Дударовых было селение Ларс, где на склоне горы высится и до настоящего времени сторожевая их башня.



Князья Дударовы до покорения края Россиею не пропускали здесь ни одного путника без выкупа, который они брали куском грубого полотна на рубаху.  Переезд от Ларса до станции Казбек.

Voenno-Gruzinskaia doroga. St. Kazbek.

Станция Казбек



Voenno-Gruzinskaia doroga. Pamiatnik poetu A. Kazbek. Dom i tserkov' dvorian Kazbek.



 
Дальше дорога выходит из теснин, и по мере приближения к станции Казбек кругозор все расширяется. Близ станции находится аул князей Казбеков, старейших из владельцев этой местности.



 
На другом берегу Терека расположен аул Гергеты, за которым на вершине горы Квенем-Мта, одиноко стоит церковь св. Троицы, выстроенная, как гласит предание, царицей Тамарой.
.
Voenno-Gruzinskaia doroga. Ts. Sameba u podoshvy g. Kazbek 




Над всем этим пейзажем царит снежная вершина Казбека с своей усеченной главой, ярко сверкающей белизною снега. С вершины Казбека спускается ледник Степан-Цминда. Следующий переезд до станции Коби, последней остановки перед перевалом, идет по плодородной долине Терека, защищенной с боков отвесными обнаженными скалами.

Kobi drevniaia tserkov s. Georgiia



Voenno-Gruzinskaia doroga. Kobi. Razvalinyi tserkvi Sviatogo Georgiia



Stantsiia Kobi i gora Sion




По боковым скалам виднеются осетинские аулы; где только возможно, небольшие клочки очищены от камней и засеяны ячменем. Особенно выделяется аул Сион с храмом, построенным во времена могущества Грузии.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Sv. Sion i Bielaia tserkov'



Voenno-Gruzinskaia doroga. Selenie Sion.



За минеральными источниками, пробивающимися из земли на 6-й версте от станции Коби, начинается подъем на высоту более 7700 фут. над уровнем моря (Коби - 6500 футов).

Voenno-Gruzinskaia doroga.  Baidarskii most i saklia iz kotoroi zvoniat...



Дорога идет вдоль притока Терека, небольшой речки Байдар, именем которой названо это ущелье. Тут же аул Байдар, жители которого считают своей обязанностью в силу исторических воспоминаний оказывать путникам помощь в случае завалов, случающихся здесь в зимние месяцы.

Voen. gruz. dor. most iz Gudaura v Kobi


 У перевала вершина Крестовой горы, получившей это название от креста, поставленная в 1824 г. по приказанию А. П. Ермолова.



Obshchii vid Кrestovoi gory na vysotie 1136 futov



Voenno-Gruzinskaia doroga. Chertova dolina ot Кresta k Gudauram




Оставив позади себя долину Терека, дорога спускается в долину Арагвы. Настоящая дорога, имея то же направление, как и старая, то приближаясь, то удаляясь от нее, идет по карнизу Гуд-горы ( не отсюда ли идет название места Гудаури???), образуя на версту уклон в 20-25 сажен, тогда как уклон старой дороги равнялся на то же расстояние 166 саженям.

Voenno- gruzinskaya  doroga. st. Gudaur



Чертова долина (от слова черта, граница), в которую спускается дорога с Крестовой горы, представляет с одной стороны - отвесные высочайшие скалы, с другой - пропасть, на дне которой, на глубине 2000 футов, течет Арагва.
 
 Georgian Military Road. Chortova dolina


  
 
В зимнее время случающиеся здесь завалы с Гуд-горы сильно портят дорогу.
 Voenno-Gruzinskaia doroga. Gudaurskii pereval.

  За первой станцией подле перевала, Гудауром, продолжается спуск в лощину; затем, поднявшись немного на гору, начинается самый затруднительный из спусков - к Млетам.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Spusk bliz Mleti.



 Спуск этот, известный под именем Земамлетского, вырублен в отвесных скалах, составляющих берег Арагвы.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Tserkov' vo imia Sv. Georgiia bliz stan. Mlety.



Voenno-Gruzinskaia doroga. Skala mezhdu Pasanaurom i Meltom.



В одном месте в скале вделана мраморная доска с именем инженера Статковского, строителя этого замечательного спуска, и князя Барятинского, бывшего тогда наместником кавказским.



Станция Млеты (выс. 4961 ф.) расположена на правом берегу Арагвы, близ аула того же имени.

Georgian Military Road; Village of Mleti



Voenno-gruzinskaya doroga. Mlety



За нею развертывается ландшафт Грузинских гор.



       Voenno-Gruzinskaia doroga. Bashnia kniazei Baratovykh mezhdu stantsiami Mlety i Pasanaur.

 
Аулы, встречающиеся по временам, окружены группами деревьев и заповедными рощами. 
 
Georgian Military Road, Pasanauri. Toll-Gate

  

Около станции Пасанаур - небольшая церковь в русско-византийском стиле.

  Voenno-Gruzinskaia doroga. Ot Pasanaur. Fot. I.Abuladze

 Отлогий спуск ведет к селению и станции Ананур с развалинами крепости и двора бывших наместников Грузии (эриставов), внутри которого находятся две церкви;




 одна из них, очень небольшая, относится к IV веку, времени введения христианства в Грузии, другая - к XV веку. На наружных стенах местами сохранились барельефы с изображением креста св. Нины - просветительницы Грузии. Окрестные горы сплошь покрыты виноградниками и раскидистыми орешниками.




 По выходе из Ананура дорога от Арагвы направляется через Душетскую возвышенность к озеру Лимас, а затем к ст. Душет, близ которой расположен городок того же имени.

Voenno-Gruzinskaia doroga. St. Dushet.



Отсюда дорога спускается в Карталинскую долину, затем вновь выходит в долину Арагвы и по ее правому берегу доходит до станции Цилкапы. Местность здесь крайне нездоровая вследствие большого количества болот. Небольшое селение в 5 верстах от станции имеет старинную церковь VI века в память Богоматери.

Voenno-Gruzinskaia doroga. Bielyi zamok v Dushetie



Voenno-Gruzinskaia doroga. Doroga k  Dushetie



По преданию, одна из икон, принесенных сюда из Царьграда, писана евангелистом Лукою на доске, взятой из яслей Спасителя. По выходе из Циклан дорога проходит селение Мухран, славящееся своими виноградниками, после чего идет по берегу Арагвы вплоть до слияния ее с Курой, где почтовая станция и городок Мцхет, некогда бывший столицей Грузии.



Voenno-Gruzinskaia doroga. Sel. Mtskhet. Byvshaia stolitsa Gruzii.

 Voenno-Gruzinskaia doroga. Mtskhet Monastyr

Voenno-Gruzinskaia doroga. St. Mtskhet

 


 Из Мцхет шоссе переходит на правый берег Куры, спускается в ущелье реки Веры

Вера.Военно-Грузинская дорога где крест



 и поднимается на крутой правый ее берег



где стоит Чугунный крест в память избавления от опасности императора Николая I


 проезжавшего здесь в 1837 г. по неоконченной еще дороге. Конечный пункт  Военно-Грузинской дороги -
Тифлис.

По материалам Википедии и фотодокументам Публичной библиотеки Нью-Иорка.

Часть 1-я о Военно-Грузинской дороге по материалам aidatiflis7

 


Tags: Военно-Грузинская дорога, Грузия, Кавказ, история, старые фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments