Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Как по Куре ходили корабли...

Оригинал взят у aidatiflis7 в Возвращение... РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ или, как по Куре ходили корабли.




Удивительно, но факт... Грузия, имеющая выход к морю, никогда не занималась судоходством и не строила корабли. Во всяком случае, мне не удалось найти ничего, что могло бы свидетельствовать об обратном.
Ситуация начала меняться в 19 веке, когда возникла необходимость в перемещении больших партий товаров, для обеспечения российской армии на Южном Кавказе, а после окончания активной фазы военных действий, осуществлении пассажирских, коммерческих и пр. перевозок морским путем.

Строительство портов на Черном море, отвечающих требованиям нового времени, началось уже в середине 19 века , налаживалось и регулярное морское сообщение со многими странами. В Тифлисе, одна за другой, открывались конторы пароходных компаний: ,,Русское О-во пароходства и торговли,, (ул.Вельяминовская 18), ,,Французское пароходное общество Паке и Ко,,, (ул.Армянский базар 62), ,,Северное пароходное общество,, (ул.Лермонтовская 9), ,,Австрийский Ллойдъ,, (ул. Бебутовская 31), ,,Германский Ллойдъ,,, (ул.Фрейлинская 3), пароходное общество ,,Кавказ и Меркурий,, ( ул.Гановская 8). В конторе можно было зафрахтовать судно для перевозки груза или купить билет на пасажирское судно.
Морской путь, в отсутствие железной дороги, был наиболее популярным, а в некоторых случаях, единственно возможным.
Большое значение развитию водных видов транспорта придавал Наместник на Кавказе, князь Михаил Семенович Воронцов. Наряду с развитием морских портов, он рассматривал и возможности речного транспорта. Хотя считалось, что реки на Кавказе не пригодны для судоходства, всё же некоторые участки рек могли бы служить транспортными артериями. Одним из таких участков Воронцов считал путь от устья р. Куры до Тифлиса.
Предварительные исследования специалистов и приглашеных инженеров, дали отрицательный результат, т.к. обнаруженные в 200 верстах ниже Тифлиса, многочисленные мели и каменные пороги на дне реки, оказались серьезным препятствием для реализации этой идеи.

Пригодным для прохождения небольших судов, оказался лишь небольшой участок реки, по которому уже в 50-е годы начал ходить пароход ,,Князь Воронцов,,, который доставлял венные и коммерческие грузы от Каспийского моря до Мингечаура, а оттуда, уже по суше, грузы отправлялись в Тифлис.

В 1856 году, Главнокомандующим князем Барятинским, была назначена комиссия, для исследования реки Риони, впадающей в Черное море, для начала строительства Потийского морского порта. Комиссию возглавил полковник Иванов. Основываясь на данных этой комиссии, в 1858 году инженер-капитан путей сообщения Богушевич составил проект улучшения входа в устье южного рукава Риона. Проект затем был несколько изменен бельгийскими инженерами Бели и Габбу . Параллельно со строительством порта, в том же году, был освоен для судоходства рукав реки Риони ,, на 80 верст во внутрь края,,.

С 1858-го по 1872 год , т.е. ещё до начала строительства железной дороги, по Риони от Поти до Орпири , два раза в неделю ходили речные пароходы: ,,Аккерман,,, ,,Князь Барятинский,, ,,Голубчик,, и ,,Новосельский,, .

С началом активного строительства железнодорожного сообщения на Кавказе, вопрос развития речных видов транспорта отошел в сторону, однако, к нему вновь вернулись в начале ХХ века.

В конце 1911 года, на основании своих 5-летних исследований р.Куры и её притоков: Аракса и Алазани, инженер Суслов пришел к выводу , что судоходство от Гори до Каспийского моря возможно. Он составил проект, который был отдан на рассмотрение начальнику Кавказского округа путей сообщения. Проект предполагал расчистку фарватера р. Кура, углубление дна и пр. подготовительные работы, необходимые для открытия пароходного сообщения. В целом, проект получил одобрение, но требовал доработки.

В 1915 году газета ,,Тифлисский листок,, писала: ,,Из всех существующих ныне путей сообщения самым выгодным путем безспорно является водный путь сообщения. ... Есть полная надежда, что открытие регулярного пароходного сообщения по р.Куре даст возможность избавиться от многих неудобств и щедрою рукою будет сеять культуру в полудиких племенах, населяющих окружающия Куру местности. ... Этот водный путь безусловно поднимет по обеим сторонам р.р.Куры, Аракса и Алазани, на протяжении 1,300 вер., деятельность жителей в экономическом и торговом отношении,,.

К проекту инженера Суслова вновь вернулись. На сей раз рассматривался отрезок реки от устья Куры до железнодорожной станции Евлах. Начались очистительные работы, в которых были задействованы инженеры, целый штат водомеров и были устроены баржи с каютами для рабочих. Флотилия очистителей русла начала движение вниз по течению Куры. Когда было пройдено 100 верст, обнаружилось, что на очищенных участках реки, вновь образовались каржи из затонувших в половодье деревьев. Работы пришлось начинать заново. Теперь флотилия начала двигаться вверх по течению, чтобы исключить засорение очищенных участков реки.

Работа шла медленно, а Кура, периодически, преподносила сюрпризы, которые сводили на нет усилия инженеров и рабочих. Тем не менее, по Куре начал ходить небольшой пароходик ,,Кура,,, который доставлял продукты рабочим и муку в близлежащие сёла. Однако, скоро в селах начали появляться свои небольшие мельницы и парохода с мукой уже никто не ждал.
Каждый год Кура уносила 25 тысяч рублей казенных денег и становиться судоходной, видимо, не торопилась.
По Куре, по-прежнему, сплавляли лес и всё реже вспоминали о пароходе, который только распугивал рыбу, вызывая недовольство местных любителей рыбалки.

Что касается жителей Тифлиса, то они не очень интересовались вопросами судоходства по Куре и довольствовались плотами, на которых с удовольствием совершали прогулки по Куре в хорошую погоду.







Tags: Грузия, Кура, Тифлисъ, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments