Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Гонка аристократов...

Черноморскую губернию в начале прошлого века  вполне можно отнести к пионерам в области развития автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между растущими курортами с помощью других видов транспорта. Т.Скупенский в книге «На лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы».

Граф Александр Коловрат

            

21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь.

Автомобили Laurin & Klement K4 - участники и призеры пробега на Приз Императора 1911 года



Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков»(см.***). Автопробег Новороссийск – Гагры был организован Гагринской климатической станцией.

Член комитета пробега Ф. А. Стивенс дает сигнал к отъезду...

                                                      

Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В.Свечин.

Гонка по Черноморскому побережью прошла в два этапа.Первый был от Новороссийска до Аше, имения братьев Голубевых, с остановкой для завтрака в Туапсе. Второй- был до Гагры с завтраком в Сочи



Дорога Новороссийск -Гагра была трудной, извилистой , с большим количеством подъемов и спусков.

   

Некоторые из участников увлеклись скоростью, то стало причиной нескольких аварий, окончившихся, впрочем, благополучно.
 Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе.
____________________

Однако, справедливости ради, уже  у же к 1904 г. на курорте Гагры (а он вошёл в состав Сочинского округа) действовала мастерская «для починки и налаживания автомобилей и велосипедов». Она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда автомобили по желанию публики совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум. Большим любителем автомобилей был организатор Климатической станции принц Александр Петрович Ольденбургский.

   

С 1905 г. между Сочи и Адлером было впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.

               

____________________________

В связи с тем, что 23 экипажа прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно, было принято решение о "дополнительном критерии", которым явилась верстовая гонка на скорость. Первые три места заняли:
1 место - граф Коловрат на "Лауринт-Клемент"



2 место - барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе"

 

3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.



 Госпожа Ставросельская была единственной женщиной в этом пробеге и заняла 11 место на автомобиле "Штевер".

Следует отметить, что "техничек" по пути следования пробега в ту пору не было. Все неполадки или поломки  решались на месте самими участниками...

  

Еще участники гонки...

Знаменитый журналист и спортсмен Андрей Нагель с напарником в своем автомобиле на начальном этапе Санкт-Петербург- Севастополь.

   

Из воспоминаний Андрея Нагеля об этой гонке:

"..... В Новороссийск из Севастополя я решил добраться поездом, - рассказ гонщика помещен в журнале за 1912 год. – Поезд тащился, как черепаха, в духоте. Поневоле я завидовал тем, кто отправился по морю. По прибытии в Новороссийск, поздно вечером, первым лицом, встретившим меня на вокзале, был господин Бобошко, занявший уже для меня комнату в местной гостинице. Вместе со мной в одном поезде прибыл и командир пробега барон фон Мекк, от которого я узнал о том, что старт будет дан в 7 часов утра следующего дня. Автомобиль был оставлен у гостиницы и поручен ночному сторожу. Наутро уже к 6 часам было полное оживление. Все нервничали, в результате чего старт был дан даже раньше оговоренного срока. По знаку судьи на старте я одним из первых двинулся в путь. Дорога была совершенно неизвестная, сразу пошла в гору и становилась все извилистее. Иногда на прямых участках можно было и разогнать машину. На самом перевале сзади меня раздалось неистовое гудение свистка и даже крики, и через несколько секунд мимо меня пронесся с хулиганским шиком автомобиль новороссийского автомобильного предпринимателя Белобородова, управляемый его шофером. Он так неприлично брал повороты, что чувствовалось, что добром это не кончится. Не успели мы проехать и трех верст, как при въезде в какую-то деревню были остановлены на мосту стражником, бежавшим к нам навстречу. За поворотом мы увидели большую толпу и наскочивший на бревно автомобиль Белобородова, лежавший кверху колесами. Но когда я понял, что моя помощь не понадобится, то поехал дальше».

 


Победитель заключительной гонки граф Александр "Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) прошёл версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны. Интересная деталь - автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым сoвершил на нём путешествие по Африке, проехав 40 000 км.

Граф Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние – ему принадлежала фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге.Был пионером австрийской киноиндустрии.


                        

Считается, что именно Саша Коловрат отрыл новую кинематографическую звезду – Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли.
Другом Коловрата был и легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha.

Austro-Daimler «Sascha» и сам Саша слева.

          


Саша Коловрат был известным шутником. Однажды прибыл на предстартовый осмотр в автомобиле, украшенном большим количеством кукол. При этом гордо ходил рядом с ним и позировал перед объективами фотоаппаратов (можно было подумать, что он директор цирка), и его поведение вызывало восторг у зрителей. Через год он украсил машину гирляндами картофеля. Еще через год посадил в салон большую жирную свинью, которая довольно похрюкивала в кресле, в то время как комиссия осматривала его машину. В четвёртый раз он пригласил трёх трубочистов. Они сидели на капоте, стояли на подножках, изображая разные смешные сцены. В общем, устраивал настоящий театр. По регламенту соревнований на Сицилии минимальный вес экипажа автомобиля был 120 кг (обязательно 2 человека). Граф Александр Коловрат один весил более 100 кг и посему в члены экипажа он взял... лилипута. Эта парочка выглядела, конечно, комично, но обязательные требования регламента были соблюдены.
Умер Коловрат в 42 года. Марлен Дитрих навещала киномагната в больнице, где он скончался в декабре 1927-го, а много позже взяла для героини фильма «Обесчещенная» имя «вдова Коловрат».

по материалам  Царскосельского автомобильно-спортивного клуба.

____________________________

***
пароход ИНЖЕНЕР АВДАКОВ
Постр. 1904 в Англии для Петра Регира как ИНЖЕНЕР АВДАКОВ, 1885 брт, с 03,1915 воен. транспорт № 32 ЧФ, 05-11,1918 в Севастополе под немцем. 1920 SILVERLIGHT. 1939 CATHRINE, Эстония. С 1940 панамский флаг. 24,06,1940 потоплен U-47 в рейсе Джексонвилль - Лондон

Tags: автомобили, гонка аристократов, история, события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments