Ч. 7-я. Предидущая
В начале данной главы необходимо подитожить потери эскадры при первом переходе
По данным «Бизертинского морского сборника» : « При эвакуации из Крыма в Константинополь в ночь на 7 ноября 1920 года во время шторма погиб эскадренный миноносец «Живой» Н а его борту находилось 7 человек экипажа,
и 250 пассажиров.

Также до Константинополя не дошли вышедшие из Керчи вместе с «Живым» катера: «Пантикапея», «Ногайск», «Очаковский канал», тральщик «Альбатрос»

и плавучий маяк «Тузлинский», которые были брошены в море. Кроме того,вышедшая из Феодосии на буксире парохода «Владимир»

канонерская лодка «Кавказ»из за невозможности ее буксировки была затоплена. Со всех оставленных в море судов команда и пассажиры были предварительно сняты. Буксирный катер «Язон»


Далее Ширинская -Манштейн о переходе из Константинополя:
В1920 году положение попрежнему было сло
принадлежавший компании РОПиТ , небольшой, но очень комфортабельный пассажирский пароход, вышел в море одним из первых,погрузив семьи моряков и персонал морского ведомства.
«Великий князь Константин».

Мы плыли к стране древнего Карфагена. Иногда «Константин» заходил в порт. Мгновенно множество лодок окружало пароход. Горы халвы, апельсинов, сухого инжира, рахат-лукума, очень белого, - чего только в них не было! Трудно было устоять! Некоторые дамы, у которых оставались еще драгоценности, спускали на веревочке кольцо или браслет, чтобы поднять...килограмм апельсинов.
Исключительно хорошая погода! Но в декабре это не могло долго продолжаться.Группа офицеров и команда парохода

Ветер стал свежеть, когда мы вошли в Наваринскую бухту. Я не помню этой стоянки, но знать, что я там была, мне очень дорого. Здесь почти сто лет тому назад произошел знаменитый Наваринский бой против турецкого флота. Когда мы покидали Наварин, погода стала портиться. Небольшой пассажирский пароход начало сильно качать. Плохая погода не сразу прекратилась, но, кажется, остальная часть пути прошла для нас спокойно.
Нельзя было этого сказать про переход других кораблей. Старый линейный корабль
«Георгий Победоносец» чудом не разбился о скалы Сицилии. Маленькие миноносцы «Жаркий»


и «Звонкий» чуть не потонули и, поскольку машины отказывались служить, пытались идти под парусами. Конвоирующее второй отряд русских кораблей французское судно «Бар ле Дюк»затонуло в ночь с 14 на 15 декабря 1920 года у мыса Доро. Судно однотипное «Bar le Duc»– «Arras

Всем было известно, каким опасностям подвергается Черноморский флот, который по прибытии в Константинополь
был переименован в Русскую эскадру под командованием вице-адмирала Кедрова.
Переход совершался в самое ненастное время года, и надо было ожидать неизбежных бурь. Но ввиду сложившихся
обстоятельств выбора не было. Для Русской эскадры - немногим больше 30 кораблей - Константинополь мог послужить только временной стоянкой.
Как только Бизерта была определена французским правительством как окончательная база стоянки, надо было
выходить в море. Эскадра, не принадлежавшая больше никакому государству и находящаяся под покровительством
Франции, должна была идти под конвоем французских кораблей. Андреевские стяги реяли за кормой, но на грот-мачтах взвивались французские флаги.
Запасы угля были очень ограничены, а так как вход в иностранные порты запрещался, необходимо было выработать точный календарь встреч - мест и чисел - для загрузки топливом. Все эти сложные задачи были разработаны общим франко-русским командованием, которое установило точный план маршрута: его требовалось придерживаться, несмотря ни на какие обстоятельства.»
Ч. 8-я. глава 2-я