Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Константинополь-Бизерта...

Ч. 8-я.
Ч. 7-я. Предидущая



В начале данной главы необходимо подитожить потери эскадры при первом переходе

По данным «Бизертинского морского сборника» : « При эвакуации из Крыма в Константинополь в ночь на 7 ноября 1920 года во время шторма погиб эскадренный миноносец «Живой» Н а его борту находилось 7 человек экипажа, (оставленных для управления эсминцем, шедшим на буксире «Херсонеса»)
и 250 пассажиров.


        183

Также до Константинополя не дошли вышедшие из Керчи вместе с «Живым» катера: «Пантикапея», «Ногайск», «Очаковский канал», тральщик «Альбатрос»


    184

и плавучий маяк «Тузлинский», которые были брошены в море. Кроме того,вышедшая из Феодосии на буксире парохода «Владимир»
185



канонерская лодка «Кавказ»из за невозможности ее буксировки была затоплена. Со всех оставленных в море судов команда и пассажиры были предварительно сняты. Буксирный катер «Язон» с полутора десятками человек команды, вышедший из Евпатории на буксире одного из тральшиков-эльпидифоров, ночью обрубил конец и ушел в Севастополь.»

                                                                    


  186 187        
                  
Далее Ширинская -Манштейн о переходе из Константинополя:  


В1920 году положение попрежнему было сложное, но, не находя другого выхода, Совет министров Франции согласился 1 декабря направить Черноморский флот в Бизерту.Переход через Средиземное море от Константинополя до Бизерты оказался для нас неожиданной и приятной переменой обстановки.«Великий князь Константин»,

принадлежавший компании РОПиТ , небольшой, но очень комфортабельный пассажирский пароход, вышел в море одним из первых,погрузив семьи моряков и персонал морского ведомства.
«Великий князь Константин». 


188


Мы плыли к стране древнего Карфагена. Иногда «Константин» заходил в порт. Мгновенно множество лодок окружало пароход. Горы халвы, апельсинов, сухого инжира, рахат-лукума, очень белого, - чего только в них не было! Трудно было устоять! Некоторые дамы, у которых оставались еще драгоценности, спускали на веревочке кольцо или браслет, чтобы поднять...килограмм апельсинов.
Исключительно хорошая погода! Но в декабре это не могло долго продолжаться.Группа офицеров и команда парохода

189

Ветер стал свежеть, когда мы вошли в Наваринскую бухту. Я не помню этой стоянки, но знать, что я там была, мне очень дорого. Здесь почти сто лет тому назад произошел знаменитый Наваринский бой против турецкого флота. Когда мы покидали Наварин, погода стала портиться. Небольшой пассажирский пароход начало сильно качать. Плохая погода не сразу прекратилась, но, кажется, остальная часть пути прошла для нас спокойно.
Нельзя было этого сказать про переход других кораблей. Старый линейный корабль              

«Георгий Победоносец»   чудом не разбился о скалы Сицилии. Маленькие миноносцы «Жаркий»
190191


и «Звонкий» чуть не потонули и, поскольку машины отказывались служить, пытались идти под парусами. Конвоирующее второй отряд русских кораблей французское судно «Бар ле Дюк»затонуло в ночь с 14 на 15 декабря 1920 года у мыса Доро. Судно однотипное «Bar le Duc»– «Arras


192
Всем было известно, каким опасностям подвергается Черноморский флот, который по прибытии в Константинополь
был переименован в Русскую эскадру под командованием вице-адмирала Кедрова.
Переход совершался в самое ненастное время года, и надо было ожидать неизбежных бурь. Но ввиду сложившихся
обстоятельств выбора не было. Для Русской эскадры - немногим больше 30 кораблей - Константинополь мог послужить только временной стоянкой.
Как только Бизерта была определена французским правительством как окончательная база стоянки, надо было
выходить в море. Эскадра, не принадлежавшая больше никакому государству и находящаяся под покровительством
Франции, должна была идти под конвоем французских кораблей. Андреевские стяги реяли за кормой, но на грот-мачтах взвивались французские флаги.
Запасы угля были очень ограничены, а так как вход в иностранные порты запрещался, необходимо было выработать точный календарь встреч - мест и чисел - для загрузки топливом. Все эти сложные задачи были разработаны общим франко-русским командованием, которое установило точный план маршрута: его требовалось придерживаться, несмотря ни на какие обстоятельства.»



Ч. 8-я. глава 2-я
Tags: Анастасия Ширинская-Манштейн, Бизерта, история, исход
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments