Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Бизерта. Первая встреча...

«Все закрутилось», - запомнит детский ум. «Закрутилось» в каком-то безостановочном движении, и уже привычными казались поспешные отъезды неизвестно куда и тяжелые скитания по незнакомым дорогам. Последний отъезд, как всегда в неизвестность, в ноябре 1920 года из Севастополя: эвакуация Крыма Белой армией - армией Врангеля. Последняя гавань: Бизерта, куда Черноморский флот пришел в декабре этого же года.Одним из первых прибыл пассажирский транспорт «Великий князь Константин» с семьями моряков.



Когда, огибая волнолом, он вошел в канал, все способные выбраться из кают пассажиры были на палубе. Мы тоже были там, рядом с мамой, и я думаю, что мы могли бы послужить прекрасной иллюстрацией к статье о бедствиях эмигрантов: измученная молодая женщина - маме было около тридцати лет - в платье, уже давно потерявшем и форму, и цвет, окруженная тремя исхудавшими до крайности девочками…. хватало только папы, но в этот раз мы, по крайней мере, знали, где он. Миноносец «Жаркий», которым он командовал, покинул Константинополь со вторым отрядом флота, конвоируемым французским авизо «Бар ле Дюк».



Он был на пути к Бизерте. После всех опасностей и лишений длительного перехода по Черному и штормовому в это время года Средиземному морю, мы дошли наконец до нашей последней стоянки.Просторный залив, изогнувшись между Белым мысом и мысом Зебиб, был залит солнечным светом. Было тихо и удивительно безветренно, что очень редко для Бизерты….Здесь, у самого моря, где побережье очень напоминает Крым, мы меньше чувствовали себя лишенными родных краев.
Не раз в течение моей жизни я поблагодарю судьбу за то, что в нашем несчастье она позволила нам обосноваться в Бизерте. В маленькой же Бизерте, у самого моря, дороги открыты на весь мир, а длинная и бурная история города живет еще в его стенах.



При нашей первой встрече с Бизертой в 1920 году мы не знали, что этому новенькому, очень европейскому городку только 25 лет тогда как старой части города, расположенной между Старым портом и городской стеной, уже почти три тысячелетия. Основанная финикийцами в IX веке до нашей эры, ранее Карфагена и Утики, Бизерта сыграла в истории значительную роль, благодаря своему исключительному географическому положению.



Белый мыс - самая северная точка Африки в центре Средиземноморья, колыбели западной цивилизации. Находясь на перекрестке главных морских дорог, Бизерта представляла собой своеобразный водоворот, в который попадало и неизбежно перемешивалось множество народностей, образуя за тысячелетия бесконечный людской поток.

db15cb17a4e10feaee5225e0930de5475f1b1f173339168

Гиппон-Акра - у карфагенян, Гиппон-Диаритус - у римлян, Бензерт - у арабов, Бизерт - у французов, Бизерта - для нас, русских, этот город сумел все пережить и всем обогатиться.

   

…В 1895 году порт Бизерты был открыт для международной торговли, и в том же году он перешел во владение военно-морского флота Франции. И опять, как уже много раз в своей истории, Бизерта возродилась для новой, деятельной жизни.



Строительство военных баз, арсенала создавало новые рабочие места для населения, что способствовало быстрому развитию города. Многочисленные ремесленники и торговцы: коренные тунисцы, итальянцы, мальтийцы, евреи - весь этот такой типичный для Средиземноморья люд, уже поколениями тесно сжившийся с мусульманской частью населения, быстро влился в оживленную портовую жизнь.



Первый иностранный визит в новоотстроенный порт Бизерты нанесли русские моряки, о чем свидетельствует медная пластинка от картины, исчезнувшей из муниципалитета во время бомбардировок города в 1942 году: «Командир и офицеры Императорского крейсера России «Вестник» - в дар французской колонии в Бизерте. На память, октябрь, 1897 год».



«Вестник»! Несущий весть. Это название - как предзнаменование!
В июне 1900 года российский броненосец «Император Александр II» под флагом контр-адмирала Бирилева



в сопровождении миноносца «Абрек»,стал на якорь на рейде Бизерты.



Адмирал по приглашению губернатора Мармье посетил новый форт Джебель-Кебир в окрестностях города.
Блестящий морской офицер, весьма честолюбивый, Бирилев вскоре станет морским министром России. Мог ли он на пороге XX века предугадать, что через 20 лет этот же рейд станет последней якорной стоянкой последней российской эскадры, что эти же казематы Джебель-Кебира станут последним убежищем для последнего русского морского корпуса!
Мог ли он предполагать, что члены его семьи будут доживать свой век в изгнании и умрут на этой африканской земле!»

От себя:
Поиск старых фото, иллюстрирующие воспоминания свидетелей тех далеких событий, выявил, что русские корабли заходили в Бизерту и после 1900 года.




Караул на юте эскадренного броненосца Ослябя



Ростры.

                    


Вот как это было и не большая предистория.
«25 июля после императорского смотра «Ослябя» вместе с пришедшим из Тулона построенным там «Баяном» отправился в плавание. Обострившиеся в тот период отношения с Японией требовали спешного пополнения эскадры Тихого океана.«Приближаясь к Гибралтарскому проливу, в исходе третьей минуты после полуночи 9 августа 1903 года, на броненосце, ясно видя огни маяка Танжер, «почувствовали два слабых толчка» (как записано в вахтенном журнале). Проверка днищевых отсеков показала, что в средней и кормовых кочегарках два продувательных крана оказались из-за вдавленности обшивки приподнятыми на 50 мм. Последующие осмотры (включая и водолазные по прибытии в Алжир) выявили обширные деформации флоров, расхождение швов обшивки корпуса на протяжении 46 шпаций и засоление запасов пресной воды в ряде междудонных отсеков. Затратив на ремонт два месяца, «Ослябя» из Специи по воле начальства через все море прибыл в Бизерту, чтобы конвоировать миноносцы № 212 и № 213


             

Так волей судьбы и обстоятельств, броненосец «Ослябя» посетил Бизерту, о чем сохранилось несколько фотодокументов.



В ноябре 1908 года еще несколько русских кораблей посетили Бизерту. Об этом чуть позже....

Ч.2-я.Последующая.


Tags: Анастасия Ширинская-Манштейн, Бизерта, воспоминания, история, исход, свидетельства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments