Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

Вятка и ее притоки...

В те давние времена, когда лучшими дорогами были реки по речным системам,пользуясь часто волоком,  шло освоение новых земель.  А что если и нам     отправиться  по пути древних поселенцев, заодно  попытаться открыть для себя нечто новое?   Тут, как нельзя кстати, попался мне   «Путеводитель Вятско-Волжского пароходства. Река Вятка и Вятский край» 1910 года, а  значит путь наш будет лежать в бассейн реки Вятка а путешествие, по обыкновению, будет в прошлое…



Путеводитель Вятско-Волжскаго Пароходства. Река Вятка и Вятский край. 1910.     Река Вятка в лунную ночь.


Река Вятка, второй после Белой приток Камы, вытекает из болот Глазовского уезда и всем своим течением принадлежит Вятской губернии. До села Екатерининского, где Вятка ближе всего подходит к Каме, она течет в низменных лесистых берегах.


   Вятка. Вид в с.Филейка.

Интересно отметить, что обе реки берут начало очень близко друг от друга, а затем расходятся в разные стороны. Кама на восток, а Вятка на запад.

Кама.

Возле села Екатерининского Вятка делает свой первый крутой поворот, после которого берега ее поднимаются и становятся холмистыми.

Вид по реке Вятке.

Увеличивается также и ширина реки.

Окрестности Вятки. Скопино.


Мелководье, основное свойство большинства русских рек, является большой проблемой для судоходства. По этой причине, такая громадная река как Вятка, могла быть названа судоходной только отчасти, а о притоках и говорить нечего.

Река Вятка в мелководье

Вскрывалась она в среднем около 13 апреля, а замерзала около 2 ноября. Если исключить из этого периода время, необходимое на ледоход и ледостав, то окажется, что навигационный период на Вятке равен был приблизительно 6 месяцам.

Начало ледохода

 Вятка весной допускала сплав от впадения р.Омутинцы(недалеко от истока), а судоходной становилась от г. Слободского, где превращалась уже в крупную реку. Сюда некогда ходили мелководные пассажирские пароходики Вятско-Волжского пароходства.


Екатерининская  церковь


Но все зависело от состояния воды. Бывали такие периоды, когда ни о каком «правильном» движении по реке не могло быть и речи. Обычно так было в июне, хотя и тогда случался иногда второй, после весеннего, подъем воды. Количество дождей, выпадающих особенно в верховьях Вятки,    имело громадное влияние на уровень воды в ней. Cлучались «паводки»(прибыль воды) и среди лета, что отражалось самым положительным образом на возможности судоходства.

Дымковская слобода в разлив (2)


Как уже упоминала, от Слободского ходили небольшие пассажирские пароходики Товарищества Вятско-Волжского Пароходства , а от Вятки пароходы этой же компании были сравнительно большие и комфортабельные, впрочем уступающие Волжским и Камским только величиной, но оборудованные нисколько не хуже.

Пароход  Надежда

Таким образом получалось, чтобы пройти по Вятке максимально возможное расстояние приходилось менять средство передвижения два, а иногда и три раза. Пока возможно и позволяла осадка судна, здесь ходили пароходы «американского», общепринятого на большинстве реках, типа, на мелководье они заменялись пароходами мелкосидящими, однодечными.

Пароходная  пристань ня Вятке

 «Американцы» доходили до Камско-Вятской пристани Соколки, где и происходила пересадка и перегрузка.


Пристань  Соколки
Пристань Соколки.
Иногда эти мелководные пароходы не могли доходить до самой Вятки, тогда происходила пересадка на самые маленькие пароходы Товарищества.

Пристань В.-В. Товарищества

Удобства для пассажиров Товарищество старалось предоставить и на своих мелких пароходах, но сравнить с «американцами» их, конечно, было нельзя. Несмотря на все затруднения и задержки, для пассажиров было сделано все максимально удобно. От такого положения дел Товарищество терпело убытки, но его нельзя было в чем-либо упрекнуть.



KPSarapuletsSSDeck

Уместно здесь упомянуть о транзитном пароходстве между Москвой и Вяткой, которое осуществлялось Товариществом Вятско-Волжского Пароходства в начале века. Смелое начинание вскоре было подхвачено. За вятскими речниками потянулись в Москву водным путем волгари.

На палубе

Прошло совсем немного времени и уже несколько пароходств начало работу между Москвой и Волго-Камо-Вятскими пристанями. Благодаря этому значительно сократились фрахты ко благу населения.

Кама. Пристань у г. Елабуга.


О притоках Вятки той далекой поры сказать почти нечего. Известно только, что наиболее значительные из них с правой стороны – Великая Молома и Пижма, а с левой – Чепца и Кильмезь. Весной по этим рекам осуществлялся значительный сплав, а в Молому, Пижму и Чепцу даже заходили маленькие пароходы. Река Пижма была когда то судоходна приблизительно на последних 100 верстах до впадения в Вятку. На правом берегу Пижмы за несколько километров до Вятки расположилась некогда слобода Кукарка.

Вид на реку Пижму с соборной колокольни

Еще один приток Вятки - река Чепца . Она брала начало в Сарапульском уезде близ границы Пермской губернии. Течение она имело извилистое и быстрое, особенно с приближением к реке Вятка. Глубина реки местами значительна, но летом открывались мели. В прежнее время в Чепце водилась стерлядь, по своим качествам не уступающая знаменитой сурской стерляди. На Чепце обосновался город Глазов.

На набережной Глазова

Глубина этих рек была изменчива, что крайне мешало судоходству. Конечно при некоторых условиях они могли быть использованы с большей нагрузкой(если произвести дноуглубительные работы), но к сожалению позаботиться об этом было некому. В еще худшем положении находились другие притоки Вятки. По ним производился только сплав и то преимущественно весной, а в остальное время они были совсем забыты…


Пароход товарищества Орлов

Немного предыстории и краткие сведения о Товариществе Вятско-Волжского Пароходства.

Пароходство на реке Вятке началось с 1858 г. С 1863г. фирма Булычева открыла на Вятке буксирное движение, а в 1874 – пассажирское.

Пароход  Булычев

Первоначально «на линии» ходили всего два парохода Т.Ф.Булычева- «Ф.Булычев» и «Почетный» всего два раза в неделю, но уже через два года число пароходов пришлось удвоить. Через три года линия была продолжена за Казань до Нижнего и в ней было задействовано шесть пароходов. Дело начало постепенно развиваться. Были попытки увеличения района деятельности Пароходства(линия Васильсурск-Промзино) по Суре.




Но вскоре было решено не разбрасываться,   ограничиться вятскими линиями и сообщением с Казанью и Нижним во время Ярмарки. Это было правильное решение т.к. получилась возможность выбранное изначально направление улучшать и увеличивать дело. К 1894 г. пассажирскую линию поддерживали 10 пароходов из которых некоторые были с электрическим освещением и удобствами.

MihailDR1class


На буксирной линии работало 4 парохода.

Пароход Александр

В 1900г. во избежании конкуренции все вятские пароходчики предпочли работать совместно и, таким образом, под одним флагом оказалось 38 пассажирских и буксирных пароходов и целый флот баржей и подчалков. Так в 1902 году образовалось Товарищество Вятско-Волжского Пароходства с основным капиталом в 3 млн.рублей и 36-ю пароходами.

Парозод В.В.товарищества Дедъ


С 1905 года Товарищество открыло линию до Москвы, о чем было рассказано выше. Была попытка наладить пассажирское судоходство из Нижнего в Казань, но вскоре эту затею отложили. Пароходам было достаточно работы на своих линиях, что не дало возможным устроить ежедневное отправление на новом направлении.

Пароход Надежда

Товарищество решило ограничиться поддержанием срочной товарной линии между Вяткой и Москвой. К 1910г. Товарищество состояло из 38 пароходов ( из которых 7 американского типа), 34 железнодорожных барказов, 55 дебаркадеров и 60 нефтяных и хлебных баржей.

.

Пароход Орлов


Такой флот существовал на реке, обойденной вниманием Министерства Путей Сообщения.

Пассажирский пароход Иповатский затонъ

В то время все реки находились в ведении Министерства Путей Сообщения, которое ставило на первый план железнодорожное строительство и совсем пренебрегало естественными путями.

Река Вятка. Пароход Филип В.-В. пароходства.


Вот какие слова можно прочитать в Путеводителе по Вятке 1910 года П.Оленина-Волгаря: «это и не удивительно, если принять во внимание, что во главе Министерства Путей Сообщения никогда не было человека «от реки». Министрам –железнодорожникам , конечно, не может быть так близко к сердцу речное дело, как настоящему речному деятелю. Речное дело требует не только знания и опыта, но и любви. Не ошибусь если скажу, что ни опыта, ни любви к этому великому делу не было и у тех деятелей Министерства Путей Сообщения, которые из Петербурга руководили и руководят судьбами русских рек. Как бы то ни было, но большинство их не только не оборудованы как следует, но не изучены, а многие даже неизвестны…»


Продолжение следует...

Tags: Вятка, история, река, река Вятка, старые фото, судоходство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments