Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

  • Mood:

Фуникулер на Мтацминда.

В 1900 г. самоуправление города подписало договор о строительстве в Тифлисе канатной железной дороги и утвердило проект бельгийского инженера Альфонса Роби. Договор предусматривал следующее: бельгийское анонимное общество получало право в течении 45 лет эксплуатировать фуникулер с последующей безвозмездной передачей сооружения городу.

Проезд для детей до 5 лет, почтальонов, полицейских и жандармов должен был быть бесплатным. Строительство фуникулера началось в 1903 г. и закончилось в 1905 г.

                                         


2imgsp4qe8

post-51-1173193779



 Тифлисский  фуникулер - один из самых больших и красивейших сооружении такого типа в мире.

Нижняя станция (архитектор А.Шимкевич)

medium_funiculer__7_
Угол наклона пути составляет 28·33 градусов. Толщина стального каната - 33 мм.


Фуникулер соединяет центр города с верхним парком на горе Мтацминда.

Ещё до его открытия пресса писала:




Тифлис. 29 декабря. Закончена постройка фуникулярной железной дороги на гору св. Давида. На днях на ней откроется движение. Это единственное в России сооружение построено по типу дороги на Везувий. Предполагают, что с открытием фуникуляра сильно возрастут цены земельных участков на горе св. Давида.

"Русское слово". 30 декабря 1905г.





Касса нижней станции Фуникулера



Имеет три станции: Нижняя, Пантеон (разъезд длиной 70 м), Мтацминда.

Разъезд на Пантеоне
(один вагончик едет наверх, другой-вниз)


На разъезде



Церковь Святого Давида на Пантеоне


                    

И сам Пантеон. (Станиславский на могиле Ильи Чавчавадзе)

 


Могила Грибоедова

 

Верхняя станция. Вид со стороны города

18imghn2


Верхняя станция Фуникулера на Мтацминда. (внутри)



Следует отметить, что нижняя и верхняя станции были спроектированы в совершенно разных стилях. Нижняя, в частности, построена в псевдомавританском стиле. В отличие от нижней «восточной» станции, верхняя представляет собой образец раннего модерна с искусно прорисованными деталями. характерными для «югендстиля». Высота верхней станции над уровнем моря 727 метров.

Верхняя станция фуникулера



Со временем и Нижняя и Верхняя станции Фуникулера претерпевали различной  степени изменения.

e183a4e183a3e1839ce18398e18399e183a3e1839ae18398e1839de183a0e18398e183a1-e18396e18394e18393e18390-e183a1e18390e18393e18392e183a3e183a01

В  30-е годы была полностю перестроена верхняя станция. На её месте в 1938 году было сооружено новое здание  в неоклассическом стиле по проекту З. и Н. Курдиани в соавторстве с А. В. Волобуевым, а на плато был открыт Парк культуры и отдыха, названный впоследствии именем Иосифа Сталина.

На Нижней же станции  пока  ограничились малым - звезды Давида изменили на советские пятиконечные -)), при этом основной ступенчатый псевдомавританский фасад остался без изменения.

563928_3803200633019_1659082311_n

Однако в  1968-69 годах  и она была кардинально перестроена . В отличие от первоначального облика, новое здание являло  пример модернизма...некоторую тяжеловесность конструкции прекрасно нивелировал дивной красоты витраж...(жаль на фотографии и с этого ракурса его не разглядеть)

medium_funiculer__13_

Верхняя станция Фуникулера была двойного назначения...

                                            


В нижнюю ее часть прибывал вагончик, а наверху располагался ресторан...



вид на город оттуда был шикарный...

medium_funiculer__2_

а этот вид тоже из ресторана, но уже на парк....

medium_funiculer__1_

Вид из парка на верхнюю станцию...

medium_funiculer__3_

Павильончик тех же времен, по моему он и сейчас сохранился...

21 июня 2000 года произошёл обрыв троса  на Фуникулере, после чего он был остановлен. В результате обрыва незначительно пострадали 20 иностранных туристов. К счастью, обошлось без жертв....Сохранилась вот  такая из последних фотография.. здесь можно разглядеть витраж Нижней станции,правда частично уже разобраный...-((

13

Рассказывая о Фуникулере, нельзя не сказать несколько слов  о Канатной дороге. В 1958 году была построена и открыта канатная дорога на гору, поднимающая пассажиров на плато от площади Руставели (из внутреннего дворика Дома ученых).

        10023_pic

Нижняя станция канатной дороги имела необычную конструкцию....две спиралевидные дорожки разводили посетителей спешащих подняться наверх и тех кто уже спустился и направлялся к выходу в город..ни потоки людей ни дорожки нигде не пересекались и не соединялись ни вверху ни внизу...

0_5cfd0_b50bf6d0_XL


Канатка прекратила работу 1 июня 1990 года после трагического случая. В результате обрыва главного троса две кабины рухнули на землю с 20-метровой высоты, в результате чего погибло 15 человек. 45 человек получили тяжелые увечья. После этого случая  канатного подъема на гору Мтацминда  не стало.


До недавней поры и канатная дорога и фуникулер от длительного и многолетнего бездействия находились в запустении и разрухе...забраться наверх можно по ступенькам вдоль фуникулера или на машине в объезд...с осени 2012 года ведутся спешные восстановительные работы пока только тбилисского Фуникулера...

по материалам aidatiflis , Википедии,  фотоматериалы  из TBILISIS FORUMI и подфорума ტფილისის ძველი ფოტოები (старые фото Тбилиси)


Tags: Мтацминда, Тбилиси, Тифлисъ, воспоминания, история, фуникулёр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments