Alina (alisha_96) wrote,
Alina
alisha_96

  • Mood:

Александр III в Грузии...

В разное время попались мне фото  связанные меж собой только тем,  что были они сделаны в Грузии, а человек изображенный на всех  - Александр III...

Первое  под названием Александр III в Тианети

     

Три   других  фото найдены  на сайте ЦГАКФФД по поиску - Александр Романов,Тифлисская губерния

Местные жители на пристани встречают прибывающее судно.1888г. Тифлисская губ.



Император Александр III (в центре, в светлом кителе) и встречающие его военные чины и местные жители на вокзале.  1888.Тифлисская губ.



и третья :

Император Александр III и императрица Мария Федоровна (в центре) направляются к яхте, стоящей у пристани.1888 год .Тифлисская губерния



Найденные фотографии совершенно очевидно потверждали факт пребывания Александра III в Грузии.

А вопроса в связи с этим  возникло два:
1. Был ли император в Тифлисе?
2. Если был, то когда и в связи с чем?

Начнем с того, что само  пребывание Александра III  в Грузии было абсолютно не удивительно и даже закономерно. В Абастумане в течении многих лет жил и проходил курс лечения от туберкулеза сын Александра-Георгий Романов. Один из путей -как можно было добраться до Абастумана-был как раз морем через Батум, что и видно на последнем фото (хотя, справедливости ради, то что это Батум, нигде не сказано, а звучит сейчас исключительно как собственая  версия)
Далее. Три  последних фото датированы 1888 годом. Хоть какая то временная зацепка.

Некоторое время назад, горовя материал о старом Тифлисе, попалась мне еще одна фотография с интересной подписью:

Тифлисъ.Дворянское собранiе.  Царскiй входъ на балъ. 29 сент. 1888(!)г. (он же дом князя Багратион-Мухранского на Головинском проспекте )



Итак , Александр III  скорей всего  был в Тбилиси. Известна и даже точная дата-29 сентября 1988 года....к сожалению нет ни одного   фото самого  императора, а только косвенные свидетельства, в виде приглашения и  билета на упомянутый выше  бал...





Рассеивают остатки сомнений   несколько строк, найденные в статье" Что и как едали русские цари"

"В 1888 году государь Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной путешествовал по Кавказу. Во время поездки они заезжали и в войсковые части. Естественно, столы накрывались с особой тщательностью, но без пышности и роскоши. Отметим известную скромность и в то же время достаточное однообразие перечня блюд для особ императорской семьи....
......Меню завтрака для начальников частей на станции Михайлово
(недалеко от Абастумана) 26 сентября 1888 года: Окрошка, суп графский, пирожное, осетрина холодная, куропатки с капустой, седло баранье с гарниром, груши в желе.....
Завтрак для военных чинов в Тианетском
(см. фото выше) лагере 6 октября 1888 года: Окрошка, суп с помидорами, пирожки, холодное заливное из рыбы, котлеты из рябчиков, говядина с гарниром, мороженое.....
Меню парадного обеда во Дворце в Тифлисе 30 сентября 1888 года: Ботвинья, суп из черепахи, пирожки, котлеты из лососины холодные, индейки вырезка, суфле из гусиных печенок с трюфелем, жаркое куропатки, салат, цветная капуста, соус голландский, мороженое....."


Сомнений не осталось император Александр III был в Тифлисе.
А совсем скоро, в октябре того же 1888 года императорская семья чудом уцелела во время крушения литерного поезда у станции Борки
.(Подробности)
Результатом " чудеснаго избавленія Императорской Семьи 1888 года...." ( по данным Путеводителя по Тифлису 1913 года) стала  Часовня памяти императора Александра возведенная в Тифлисе в Александровском саду.



_______


Наверое пазл сошелся?
Tags: Александр III, Грузия, Тифлисъ, история, история в лицах, пазлы истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments